Механизм реализации права – 19.5 Юридический механизм реализации права. Теория государства и права

понятьие, формы, способы. Юридические и социальные механизмы реализации права.

Слово «реализация» происходит от латинского realis— «веще­ственный» и буквально означает овеществление. В наше время ре­ализация определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляет­ся в действиях, в активном поведении людей, в пользовании мате­риальными и духовными ценностями, благами.

Реализация права — это:

а) осуществление правовых предписаний в правомерном поведении;

б) претворение требований права в жизнь;

в) практическая деятельность людей по приобретению и исполь­зованию прав и выполнению юридических обязанностей.

Реализация права может происходит как в рамках правоотно­шений так и вне их.

Выделяют следующие две формы реализации норм права:

а) непосредственная реализация (соблюдение, исполнение, ис­пользование), когда субъекты права сами реализуют правовые пред­писания; практическая деятельность людей по приобретению и ис­пользованию прав и выполнению юридических обязанностей;

б) опосредствованная реализация (применение норм права).

В зависимости от способа осуществления права и обязанностей выделяют три основных формы непосредственной реализации пра­ва:

  • соблюдение норм права;

  • использование норм права;

  • исполнение норм права.

Соблюдение норм права — это такая форма их реализации, кото­рая заключается в воздержании субъекта права от совершения зап­рещенных (противоправных) деяний. Иногда соблюдение норм пра­ва рассматривают лишь как соблюдение обязанностей. Таким образом реализуются запрещающие нормы права.

Особенности такой формы реализации:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов;

б) это наиболее универсальная форма реализации права, охва­тывающая всех без исключения субъектов прав;

в) здесь соблюдаются запрещающие нормы;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) часто никак не фиксируется.

Использование представляют собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принад­лежащие им. права Здесь реализуются управомочивющие нормы. На­пример, в соответствие с Конституцией РФ граждане России имеют право на образование, объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов; собираться мирно, без ору­жия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикети­рования; иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Исполнение норм права — это такая форма их реализации, кото­рая требует активного поведения субъекта права по осуществлению Возложенных на него обязанностей. Представляет собой реализа­цию обязывающих норм.

Особенности этой формы:

1) распространяется в основном на обязывающие нормы;

2) предполагает активные действия субъектов;

3) отличается известной императивностью, властностью;

4) правоисполнительные действия в большинстве случаев фик­сируются и оформляются.

Примеры исполнения норм права — служба в армии, уплата налогов, обязанность платить за проезд, являться в суд в качестве свидетеля при получении повестки и др.

studfiles.net

Механизм реализации права — это… Что такое Механизм реализации права?


Механизм реализации права

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА — средства и институты, которые обеспечивают достижение фактических целей правовых предписаний в фактической правомерной деятельности субъектов. Такой механизм включает комплекс мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своей задачей обеспечить реальное действие права в общественной жизни.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Механизм правообразования
  • Мировоззренческая позиция исследователя

Смотреть что такое «Механизм реализации права» в других словарях:

  • Механизм реализации экологического права — система правовых инструментов, применяемых для регулирования общественных отношений, связанных с экологической деятельностью; включает: а) нормы права: (специальные эколого правовые, экологизированные (см. также Экологизация законодательства),… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Права человека — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п …   Википедия

  • Права доступа (к информации) — совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта к информации и её носителям, установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации. Права доступа определяют набор действий (например, чтение, запись …   Википедия

  • Права доступа — Права доступа  совокупность правил, регламентирующих порядок и условия доступа субъекта к объектам информационной системы (информации, её носителям, процессам и другим ресурсам) установленных правовыми документами или собственником,… …   Википедия

  • Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… …   Энциклопедия инвестора

  • Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Он позволяет: обеспечить комплексное воздействие различных средств на… …   Большой юридический словарь

  • Механизм правового регулирования — система юридических средств, осуществляющих одновременное и взаимосвязанное регулирование (упорядочение) общественных отношений, это перевод права из должного в сущее . Состав механизма правового регулирования включает в себя следующие элементы:… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • Глава 23. Реализация права — Глава 23 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Взаимосвязь права и реализации праваФормы выражения права в общественной практикеОсуществление права …   Элементарные начала общей теории права

  • Применение права — властно организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем: Применение права это… …   Элементарные начала общей теории права

  • Реализация права — (реализация позитивного права)  претворение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов. В теории права нет общей точки зрения на вопрос о правореализации. Классификация форм реализации права Существует …   Википедия


elementary_law.academic.ru

Понятия реализации права и механизма правового регулирования — Мегаобучалка

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

В отечественной юриспруденции традиционно под реализацией права понимают претворение предписаний юридических норм в поведении субъектов права, т. е. следование требованиям норм объективного права. Реализация права в этом случае отождествляется с осуществлением предписаний юридических норм. Согласно данной трактовке осуществление права представляется как односторонний процесс, где все аспекты правореализации связаны с нормами объективного права независимо от субъективных интересов участников общественных отношений. Конечно, рациональное звено в таком подходе имеется, однако трудно согласиться с этой позицией полностью, поскольку она сводит всю правовую жизнь общества к законодательству, исходящему от государства, не дает возможности более детально рассмотреть все аспекты процесса осуществления права.

Реализацию права не следует сводить только к осуществлению предписаний юридических норм. Под правореализацией понимается деятельность органов государственной власти, должностных лиц, граждан по претворению (воплощению) в жизнь принципов и норм права. В юридической литературе встречается утверждение о том, что реализация права протекает в двух основных формах: вне правовых отношений и в рамках таких отношений. Процесс правореализации вне рамок правоотношений связан, прежде всего, с осуществлением всеобщих (конституционных) и абсолютных прав, т. е. таких субъективных прав, которыми пользуются индивиды по отношению ко всем остальным субъектам права. Каждому субъективному праву корреспондируется определенная юридическая обязанность не нарушать эти права, т. е. не совершать действий, которые могли бы помешать осуществлению этих прав.

Вне правоотношений реализуются также всеобщие юридические обязанности (запреты), которые содержатся в нормах права. В этих нормах законодатель устанавливает юридическую ответственность за определенные варианты поведения, которые противоречат установленным правилам поведения. Например, предписания норм уголовного права реализуются именно тогда, когда субъекты права, сообразуя свое поведение с содержанием соответствующих норм права, не совершают действий, за которые предусмотрена уголовно-правовая ответственность.



Реализация права – это сложный процесс, включающий несколько этапов. Прежде всего это связано с тем, что право по своему содержанию представляет собой многогранное явление, включающее как субъективное, так и объективное право. Поэтому процесс правореализации включает в себя, во-первых, возведение принципов и норм естественного права в ранг законов государства, т. е. законотворческий процесс. Признание естественных прав и свобод человека и их закрепление в законодательных актах – обязанность государства. Следовательно, государство несет перед обществом и личностью ответственность за обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина.

Реализация правовых норм — это такое поведение субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по приобретению, использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие «механизм правового регулирования» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в системном «работающем» виде.

Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования. С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое припомощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений,индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественнымипотребностями. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования.

Понятие механизмаправового регулирования уже понятия механизма правового воздействия. Понятие «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей.

С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. Отличие правового воздействия от правового регулирования состоит в том, что правовое воздействие является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Особенность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения. Здесь проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия. «Однако уровень механизма правового регулирования зависит не только от состояния законодательства, — считает А.И, Бобылев. – Важно и реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права».

А.В. Малько указывает, что цель механизма правового регулирования –обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных

наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

megaobuchalka.ru

Механизм реализации норм частного права как средство реализации интересов

Правореализацию традиционно принято относить к наиболее значимым категориям не только общей теории государства и права, но и юридической науки и практики в целом. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют своё социальное назначение[358].

Реализация права имеет огромное значение. Посредством её, например, претворяются субъективные права и обязанности, без которых участники самостоятельно не произведут фактического осуществления правовых норм. В данном случае нормы права воплощаются в поведении людей, «специфика» правила поведения предопределяет и специфику правореализующей материально-технической деятельности[359].

Реализация права всегда привлекала внимание многих учёных и юристов-практиков. В юридической литературе долгое время распространённым было мнение о том, что реализация права – это его действие, применение, в процессе которого происходит полное осуществление правовых предписаний. Уместным будет привести мнение Г.Ф.Шершеневича, который одним из первых в отечественной правовой науке выделил процесс реализации права, отделив его от процесса толкования правовых норм, и соотнёс его с принципами целесообразности и законности в реализации норм права: «Норма гражданского права, каково бы ни было её происхождение, обычное или законодательное, должна быть применяема к конкретным отношениям по точному её смыслу, несмотря ни на какие обстоятельства…»[360]. Он уже тогда предложил использовать конструкцию правоприменения, которая стала общепринятой в отечественной правовой доктрине намного позже: «Применение абстрактной нормы права к конкретному случаю представляет не что иное, как силлогизм, в котором роль большой посылки играет юридическая норма, роль малой посылки – данные конкретного случая. Заключение служит руководством для согласования поведения с требованиями права или распознавания в случае столкновения. Установление большой посылки достигается посредством процесса толкования. Установление малой посылки составляет второй момент в применении права. При удовлетворительном исполнении этих двух задач заключение не представляет никакой трудности… В установлении малой посылки основная задача сводится к тому, чтобы из данного жизнью случая выделить все юридически важные моменты, отбросив всю бытовую обстановку, не имеющую ценности для юридической его квалификации. В действительности жизнь никогда не даёт (юридического) казуса в его чистом виде. В бытовом отношении юридическая сторона умещается рядом с другими – экономической, нравственной. Дело юриста – очистить бытовое отношение так, чтобы оно предстало лишь как юридическое отношение»[361].



С 50-х годов ХХ века было признано необходимым различать формы (способы) реализации права, хотя вопросы классификационных оснований, состава субъектов реализации права, характеристика содержания форм не были решены окончательно[362]. Особенно плодотворный вклад в исследование понятия реализации учёные внесли в 60-80 годы ХХ века. Но тема является актуальной и остро дискуссионной до сих пор. В разработке определения понятия реализации права сложились различные, порой взаимоисключающие позиции. Объясняя такое расхождение во взглядах, М.К.Маликов считает, что «понятие реализации права различается в зависимости от элемента правового регулирования»[363].

Представляется плодотворным определение правореализации в виде совокупности форм и средств, обеспечивающих перевод правовых предписаний в поведении субъектов. Это позволяет рассмотреть реализацию права не только как конечный результат правового регулирования, но и как процесс, юридически значимую деятельность, имеющую конкретные формы, способы, средства и стадии осуществления. По существу все формы воздействия права и формы реализации права раскрывают внутреннюю сущность правового регулирования, поэтому они применимы в определении понятия реализации права.

В настоящее время насчитывается более двух десятков определений понятия реализации права. При этом учёные затрагивают различные стороны проявления правореализации, в связи с чем их собственные выводы о реализации права представляются вполне обоснованными, поскольку адекватно раскрывают её содержание с соответствующей точки зрения. В данном случае будет уместно привести изречение Ленина: «Дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах…»[364].

Анализ существующих определений понятия «реализация права» свидетельствует, что термин «реализация права» трактуется как осуществление, проведение в жизнь правовых предписаний, претворение норм права в поведении людей (концепция социализации личности) и в общественном отношении (концепция материальной предопределённости), реализация субъективного права[365]. Некоторые авторы отождествляют понятия «осуществление», «реализация», «претворение», «воплощение»[366]. Представляется, что в этом ничего ошибочного, так как они являются правовыми абстракциями основного понятийного ряда теории права.

В многочисленных научных работах ученые-юристы исследуют сущность и структуру правореализации, особенности отдельных ее форм. Большинство исследователей данной проблематики в общем и целом представляют определение правореализации в виде совокупности форм и средств, обеспечивающих перевод правовых предписаний в поведение субъектов[367]. В связи с этим, очевидно, что реализацию права следует рассматривать не только как результат правового регулирования, но и как процесс, юридически значимую деятельность, имеющую конкретные формы, способы, средства и стадии осуществления.

Исследование трудов различных авторов по вопросам реализации норм права показывает, что в отечественной юридической литературе еще не утвердилось комплексноо, всеобъемлющее, согласованное, развернутое и хорошо отработанное понимание правореализации. Однако давно подмечено, что реализация права есть часть, более высокая ступень действия права[368].

Также отсутствует единство взглядов по многим вопросам сущности и содержания правореализации. Раскрывая сущность правореализации, некоторые специалисты отмечают, что под реализацией права следует понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений: государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан. Правореализация как осознанная, целенаправленная деятельность людей и их организаций по практическому осуществлению требований правовых норм является завершающим этапом регулирования общественных отношений, она имеет репродуктивный характер, направлена на получение таких социальных результатов, которые предусмотрены в нормах закона, иного нормативного акта, определяющих одновременно и средство достижения результатов[369].

Теоретические основания для выделения и рассмотрения особенностей реализации норм частного права, на наш взгляд, вполне очевидны. Об этом пишут различные исследователи права. В частности, можно привести вывод В.Ф.Попондопуло: «Частная и публичная деятельность – это совершенно разные по своему характеру виды человеческой деятельности. Первая основана на собственном интересе лица, свободе его воли, выборе цели, средств её достижения, результата и процесса осуществления. Иными качествами характеризуется управленческая деятельность, направленная на организацию свободной деятельности (взаимодействия) частных лиц. Публичная деятельность является несвободной, поскольку основана не на собственном интересе управляющего органа, не на свободе выбора. Она базируется на функциональной заданности цели. В законодательстве должны быть чётко определены задачи и функции публичных органов, их компетенция и полномочия, а также юридические процедуры… Отношения, которые опосредуют частную и публичную деятельность, отличаются друг от друга по природе, как, впрочем, и по методам их регулирования: частноправовой метод дозволительного регулирования и публично-правовой метод разрешительного регулирования»[370].

Существует ряд исследований, посвященных соотношению правореализации и ответственности в частном праве[371]. Так, например, Д.А.Ковалюнас, рассматривая проблему применения правовых санкций, отмечает такую особенность в частноправовой сфере, как ограничение правореализации в связи с невозможностью гражданско-правовой ответственности некоторых субъектов, обладающих определённым статусом (Президент Российской Федерации, дипломатические работники и т.д.)[372].

Для того чтобы выявить сущность и содержание правореализации, необходимо выяснить соотношение и взаимосвязи данной категории с другими категориями права.

Реализацию права принято связывать преимущественно с поведением граждан. Между тем, реализация права зависит, в первую очередь от тех, кто творит право. Законодатель преследует в правотворчестве цель воздействовать на сознание людей и побудить их действовать определённым образом[373]. Именно в процессе правотворчества законодателем в норму права закладываются те или иные интересы, позволяющие в дальнейшем определить принадлежность к публичному или частному праву.

Постановка вопроса о реализации права законодателем может покоиться как на позитивистском правопонимании, так и на естественно-правовом, философском представлении о праве.

Нормотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности, входящую в содержание государственной власти. В качестве принципа правотворческой деятельности нужно рассматривать соблюдение Конституции. В научной литературе совершенно справедливо подчеркивается, что в ходе правотворчества происходит установление, а также изменение и отмена правовых норм. Механизм правотворчества складывается из деятельности по созданию норм права. Механизм же реализации правовых норм охватывает собой поведение людей и их организаций по претворению норм права в жизнь. Сказанным проводится четкое размежевание правотворчества и правореализации. Но существенно и то, что это смежные и постоянно взаимодействующие процессы[374].

Связь правотворчества и правореализации может быть подтверждена ещё и тем, что на практике подавляющее число проблем правореализации связано именно с нетождественностью, расхождением права и закона, иного нормативно-правового установления. В большинстве случаев именно эта причина и объясняет, почему «хорошие» законы не реализуются, и, наоборот, почему так кардинально меняется законодательная политика государства, когда население стало чувствовать возможность полной и беспрепятственной реализации своих прав и свобод. В связи со сказанным вполне уместно рассуждение о том, что механизм правореализации, его построение должно начинаться с вопроса: как право, посредством каких механизмов переводится в закон и главное через посредство каких механизмов оно утверждается в жизни[375].

В юридической науке, кроме того, широко исследуется тесная связь реализации норм права с механизмом правового регулирования. Этот механизм довольно часто понимается как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[376], специальное юридическое воздействие объективного и субъективного права, всей системы юридических средств на общественные отношения в целях достижения определённых результатов.[377] Взятые в единстве и взаимодействии, эти средства составляют целостный механизм правового регулирования (МПР). Конструкция МПР позволяет выявить место, «субординацию», функции правовых средств в процессе правового регулирования на его различных стадиях, участках. При этом они берутся не изолировано, а в сочетании с иными социальными регуляторами, социально-экономическими факторами, поведением и деятельностью индивидов в сфере правового регулирования.

В литературе по теории государства и права отмечается, что механизм правового регулирования — это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Некоторые авторы определяют механизм правового регулирования как совокупность непосредственно-социальных и юридических средств объективации и реализации норм естественного права, призванных обеспечить стабильность общественных отношений путем наиболее оптимального сочетания общественных и индивидуальных интересов членов социума в целях создания условий для прогрессивного развития каждой личности, а также реализации ее прав и свобод[378].

Большинство специалистов склоняются к тому, что реализация норм права является завершающим этапом в механизме правового регулирования или результатом, итогом правового регулирования. В частности, А.В.Малько отмечает, что четвертая стадия процесса правового регулирования — реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в доведении до конкретных субъектов[379]. Вместе с тем, как отмечается в научной литературе, реализация права — явление более широкое, чем просто завершающий этап процесса правового регулирования. Ведь она складывается из фактического поведения участников общественных отношений и, следовательно, то, что относится к реализации права, уже в какой-то мере выходит за пределы самого правового воздействия.

По-видимому, следует согласиться с мнением Ю.С.Решетова, что правовое регулирование и реализация норм права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани функционирования права. Он же отмечает, что «функционирование права является тем общим, что объединяет правовое регулирование и реализацию правовых норм…Реализация норм права представляет собой фактический итог правового регулирования. Но реализация правовых норм – это результат и самостоятельного идеологического воздействия права»[380].

По мнению некоторых правоведов, в основе механизма правового регулирования лежит достаточно жёсткая вертикальная иерархическая структура: закон-иной нормативный акт-индивидуальный акт, в том числе акт судебного применения[381]. Общая регламентация, упорядочение общественных отношений осуществляются при помощи регулятивных и охранительных норм, выраженных в системе нормативных актов и обособленных в правовых институтах, субинститутах, комплексных юридических образованиях. Этот блок правовых средств обеспечивает введение и поддержание юридических режимов, выражающих особенности отдельных отраслей права и правовых институтов (юридические режимы централизованного регулирования, правовые режимы труда отдельных граждан и др.). Следующий блок правовых средств обеспечивает регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений как главного средства перевода общих предписаний правовых норм в плоскость их практического действия. Здесь основные правовые средства – юридические факты в их институционном выражении (договоры, односторонние правоустанавливающие акты) и правообеспечительные средства. Особое и самостоятельное значение имеют такие способы правового регулирования как позитивное обязывание, дозволение, запрет[382].

Л.Н.Завадская в связи с подобной постановкой проблемы считает, что «механизм реализации предписаний, содержащихся в законе…может рассматриваться как сложная система, в основном открытая, изменяющаяся, но содержащая центральное звено – регулятивный механизм (права, обязанности, ответственность), который в сущности является закрытым и в котором изменения совершаются постепенно, в зависимости от воли законодателя… Осуществление закона – это та сфера, где его регулятивный механизм соединяется с большим обществом и поэтому он не может действовать без соединения, поддержки со стороны иных механизмов, социальной организации. Интенсивность взаимодействия всех механизмов (нормативных регуляторов) и определяет действенность, активность закона в общественных отношениях»[383].

Механизм реализации права представляет собой блок регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное и субъ­ективное право претворяются в жизнь, воплощается в фактическом поведении субъектов. Функционирование механизма реализации права в процессе практического осуществления субъективных прав и обязан­ностей отличается значительным своеобразием и зависит от многочисленных факторов. Использование право­вых средств реализации права всегда имеет «материальное» продол­жение, в конечном счете включает вещественные элементы, воплоща­ется в волевой деятельности субъектов, т. е. зависит от человеческого фактора[384].

В литературе можно встретить и иные подходы в определении правореализации в механизме правового регулирования. Так, некоторые авторы считают, что сам механизм правового регулирования представляет совокупность двух динамично взаимодействующих подсистем — непосредственно-социального саморегулирования и юридического управления. В непосредственно-социальной подсистеме к ним принадлежат обычаи, договоры, регулирующие взаимоотношения между членами общества, нормы общественных организаций. В системе юридического управления к ним относятся юридическая норма и акты ее официального толкования, юридический факт, юридическое отношение и акты индивидуального нормативного регулирования[385].

При теоретическом анализе правореализации невозможно не затронуть категорию «правоотношение», равно как не достаточно рассмотрения правоотношений без учёта реализации норм права. Тесные связи правовых отношений с процессами реализации современного российского права отличаются сложностью и мобильностью[386].

Процессы реализации права включаются во все основные сферы общественных отношений. Правореализация складывается из деятельности людей, представляющих собой один из составных элементов всех сфер общественной жизни. Под сферой общественной жизни понимают социально сформировавшуюся, устойчивую область человеческой деятельности[387]. Деятельность людей не мыслима вне общественных отношений, т.е. вне социальных условий жизни людей. И наоборот, не может быть общественных отношений независимо от деятельности людей, так как эти отношения есть продукт их деятельности[388].

В правоведении по-разному трактуется само понятие правоотношения. Одни авторы понимают под правоотношениями урегулированные нормами права общественные отношения[389], другие – специфическую форму взаимодействия субъектов права[390]. Однако все эти подходы схожи в том, что они в той или иной степени связаны с общественными отношениями.

Зачастую категории «интерес», «право», «государство» связываются воедино понятием правового отношения. Так, по мнению Ю.И.Гревцова, правовые отношения – это такая форма социального взаимодействия, в которой субъекты права добиваются удовлетворения интересов, в особом порядке признанных и гарантируемых государством; только в рамках этой разновидности общественного отношения субъекты права осуществляют свои правовые возможности, исполняют возложенные на них юридические обязанности[391].

Проблемы воздействия права на общественные отношения составляют значительную часть правовых научных исследований как в науке теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках. Действие права рассматривается в общесоциальном аспекте шире, чем его реализация. Акцент делается не столько на юридической стороне дела, сколько на тех изменениях, которые право вносит или может внести в социальную жизнь (в том числе в её духовную, политическую и иные сферы, формируя правосознание, правовую культуру, правовую идеологию и правовую психологию, участвуя в процессах воспитания и образования граждан и т.д.)[392].

Нередко реализация права трактуется как воплощение его предписаний непосредственно в правомерном поведении, как фактические акты по осуществлению этих предписаний в практической деятельности людей, их общностей и образований[393]. Однако это не совсем так. Реализация права (норма права – правомерное поведение) невозможна без реализации зафиксированных в правовой норме правил поведения в виде субъективных прав, свобод, юридических обязанностей и т.д., в которых, в свою очередь, находят выражение интересы[394].

Правореализация органически включает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические обязанности или полномочия, которыми наделяются участники регулируемых правом общественных отношений. Способом бытия государственной воли в праве являются не только формы её выражения — нормативные акты, но и права, обязанности участников регулируемых отношений[395]. При соприкосновении реализуемой нормы права с определёнными жизненными ситуациями необходимо образуются указанные правовые явления, составляющие юридическую форму возникающего при этом общественного отношения, и как раз здесь берёт своё начало реализация нормы права. По мнению Ф.Н.Фаткуллина, правомерное поведение имеет место позднее, в рамках возникшего общественного отношения, в результате сообразования его участниками собственного волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обязанностями и полномочиями[396].

Очевидно, что субъекты права вступают в правоотношения не для того, чтобы реализовать норму права, а для того, чтобы удовлетворить определённые интересы и потребности (экономические, духовные, социальные и др.), которые закреплены в виде субъективных прав, выражены в качестве законных интересов. Стремление субъектов права вступить в юридические отношения в подавляющем большинстве случаев означает желание добиться осуществления законной цели, реализации интереса, удовлетворения потребности. Именно вступление в правовые отношения чаще всего является одним из основных и начальных шагов по приведению в действие всего механизма осуществления права. Реализация нормы права – не самоцель, а средство для достижения указанных целей[397]. Реализация нормы права – необходимый правовой элемент комплекса отношений (материальных, духовных и т.д.), урегулированных нормой права. Это синтез юридического и какого-либо иного общественного отношения.

Следует признать в этой связи, что под реализацией правовых норм подразумевается воплощение в регулируемых ими общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено. Речь идет о воплощении в упорядочиваемых отношениях как самих общих правил поведения, предусмотренных в диспозициях норм права, так и их велений относительно цели, субъектного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, когда в них возникает необходимость.

Длительное время в юридической науке идет спор о том, какие же действия составляют содержание правореализации. Некоторые специалисты отмечают, что реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности), в другом — это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий)[398]. В других источниках указывается, что реализация правовых норм — это такое поведение субъектов права, которое согласуется с требованиями правовых норм и исходит из них (по сути — правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей[399]. В.В. Лазарев подчёркивает, что поведение людей с юридической точки зрения может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее к реализации правовых норм прямого отношения не имеет. Неправомерное поведение препятствует достижению конечных целей права и всегда влечёт за собой реализацию соответствующих санкций. Реализация правовых норм достигается единственно правомерным поведением[400].

Неоднозначным является ответ на вопрос, являются ли правовые отношения единственным каналом правореализации. Ряд учёных-юристов считают, что многие правовые нормы оказывали и оказывают воздействие на общественные отношения вне и независимо от правоотношений[401]. Разновидностями такого рода правореализации называются и отношения с неопределённостью содержания (общие запреты, например, уголовно-правовой запрет), и определённое взаимоотношение гражданина с государством (общее определение правоспособности), и реализация конституционных свобод (свободы слова, вероисповедания, совести и т.д.), когда не определена другая сторона правоотношения, а сами юридические последствия могут возникнуть лишь в случае воспрепятствования подобного рода правореализации, и реализация абсолютных субъективных прав (право собственности, авторские права) — обязанные лица подобного «правоотношения» в высшей степени неопределённы и только при нарушении абсолютного права можно говорить о возникновении правоотношения. Механизм осуществления права в последнем случае оказывается в значительной мере упрощённым, поскольку в его функционировании юридические отношения не принимают никакого участия (осуществление собственником правомочия владения, а в некоторых случаях и распоряжения имуществом)[402]. Кроме того, по мнению Ю.С.Решетова, в реализации норм права концентрируются результаты как регулятивного, так и идеологического воздействия права, а правовые запреты в большинстве своём являются выражением простых моральных требований, обращённых к личности. Правовой и моральный виды социальных оценок поведения людей здесь органично дополняют друг друга[403].

С другой стороны, существует мнение о том, что «коль скоро реализация норм права означает воплощение содержащихся в них общих правил поведения и велений в регулируемых общественных отношениях, единственным каналом правореализации становятся те общественные отношения, которые регулируются нормами права»[404] — то есть правоотношения. Подобное суждение следует признать верным относительно связи реализации права и иных проявлений действия права, в первую очередь, идеологического и воспитательного воздействия на сознание людей. Бесспорно, что и правовое воспитание, и правовая культура, и правовая идеология преломлённые сознанием людей оказывают влияние на осуществление права путём правомерного поведения субъекта. Однако идеологическое воздействие имманентно всякому действию, любому проявлению права. Оно подчас выходит за пределы регулируемых общественных отношений, не сопровождается позитивными действиями и т.д. Воздействие правовых норм на человеческое сознание, оказываемое вне упорядочиваемых ими отношений, не связанное с возникновением субъективных прав, юридических свобод, обязанностей и не подкрепляемое правомерным поведением, не может рассматриваться как путь (способ) их реализации[405].

Относительно реализации абсолютных прав, норм-запретов взгляды теоретиков на проблему реализации права также нельзя назвать едиными. Можем ли мы с необходимой в таких случаях достоверностью утверждать, будто реализация права происходит только в правоотношениях или же такое понимание недостаточно полно и убедительно объясняет проблему действия права в современном обществе? Ответа на этот вопрос в целом на сегодня нет. Сомнения по поводу убедительности взглядов на осуществление права касаются главным образом определённой части проблемы, а именно той, которая связана с пониманием механизма действия так называемых всеобщих и абсолютных прав (обязанностей), норм-запретов, не укладывающихся в рамки реализации в конкретных правоотношениях, поскольку ряд учёных считает конструкции абсолютных и общерегулятивных правоотношений фикцией и говорят о реализации права вне правоотношений[406].

М.Ф.Орзих высказал мнение, что субъективное право, являясь содержанием правосубъектности, правового статуса субъекта права, вполне мыслимо вне правоотношения, ибо «субъективное право в правоотношении есть уже реализованное субъективное право, правомочие». Правоспособность, по его мнению, не выступает как самостоятельное право субъекта или как элемент правоотношения, но лишь подтверждает, что данный субъект действительно является субъектом права, что он может иметь определённые права и что, наконец, он может реализовать эти субъективные права, выступив в правоотношениях как правомочный субъект. В этом смысле правоспособность выступает как предпосылка субъективных прав, как абстрактная возможность лица быть носителем субъективных прав[407].

Юридическим результатом реализации субъективного права, если следовать такой логике, и является правовое отношение.

Хотя концепции абсолютного и общерегулятивного правоотношения были разработаны почти полвека тому назад[408], однако не все теоретические проблемы, рассматриваемые в связи с указанными типами правоотношений разрешены на сегодняшний день. Но можно согласиться с выводом Ю.Х.Калмыкова, что «общее юридическое воздействие осуществляется вне правоотношений, конкретное юридическое воздействие – только через правоотношения»[409].

Нельзя отрицать существования различий между частным и публичным правоотношением. Как ещё в начале ХХ века указывал известный русский юрист П.И.Люблинский, «в публичном правовом отношении право и обязанность не противопоставляются так резко друг другу, как в праве частном, ведающем разграничением интересов»[410], имея в виду, что публичные правоотношения имеют общим дестинатором «общественное благо», «общую пользу». Мы же склоняемся к тому, что публично-правовые и частноправовые отношения различаются по тем же основаниям, что и публичное и частное право.

 

megaobuchalka.ru

современные подходы к изучению проблемы

 

Термин «механизм» широко употребляется в теории прав человека. В настоящее время в научной литературе наиболее часто встречаются понятия «механизм защиты прав и свобод», «механизм обеспечения прав и свобод»  и  «механизм ограничения прав и свобод» [1]. По мнению Е. Н. Хазова, термин «механизм» «указывает на наличие «узловых» элементов системы конституционной гарантированности реальности и осуществимости прав и свобод личности, приводящих в действие всю данную нормативно-правовую систему, превращающий ее в реально действующий и беспрепятственно функционирующий процесс» [8, с.176]. Данное определение позволяет  перейти к анализу существующих дефиниций понятия «механизм реализации прав и свобод».

В представлении Н. В. Витрука, механизм реализации прав и свобод – это. прежде всего, сложный процедурно-правовой порядок реализации прав, свобод и обязанностей, при котором закон устанавливает известную алгоритмичность порядка реализации, его процедуру: последовательность действий самого носителя прав и свобод и обязанных субъектов права, а также содержание этих действий, выполнение которых и направлено на наиболее полное и точное использование права или свободы [3, c.160]. При этом он видит движущую силу данного механизма в сознательно-волевой реализации индивидом своих прав, свобод и обязанностей.

И.В. Ростовщиков, развивая понятие «социально-юридический механизм реализации прав и свобод личности», рассматривает его как «социально обусловленный и законодательно предусмотренный комплекс согласованных действий, прежде всего личности – правообладателя, а также обязанных и других субъектов, с целью получения заинтересованной личностью блага, опосредованного правом (свободой). Другими словами, это сам процесс реализации в его стадиях (они в работе анализируются) в сочетании с благоприятно воздействующими на него внешними явлениями – системой гарантий» [7, c. 17].

И.В. Крылатова определяет механизм реализации прав и свобод как систему последовательных действий субъектов реализации права (граждан, других участников правовых отношений) по воплощению в жизнь предписаний норм о правах человека или, иными словами, результативно воплощаемую в правореализационном поведении субъектов прав человека совокупность юридических средств целенаправленного претворения естественных правообязанностей в жизнь [5, c. 211].

О.В. Белянская вводит в оборот понятие «механизм непосредственной реализации прав и свобод личности», под которым понимает комплекс правовых средств, а также самостоятельных действий личности по реализации своих прав и свобод с целью их более полного и эффективного использования [2, c. 10].

В диссертационном исследовании Р. Ф. Ягудина механизм реализации прав личности определен как многоуровневая и разнородная система элементов, «синтезирующих в себе правоотношения в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан, деятельность по правовому регулированию, организации и осуществлению этих прав и свобод и совершенствованию их гарантий» [9, c. 11].

Таким образом, в теории прав человека существует несколько подходов к определению механизма реализации прав и свобод, что демонстрирует дискуссионность и востребованность данной темы. Можно выделить несколько особенностей этой научной полемики.

Во-первых, совершенно справедливым представляется осознание механизма реализации прав и свобод как не только юридического, но и социального (И.В. Ростовщиков), потому что воплощение конкретного субъективного права часто ведет к получению личностью общественно значимых благ или обретению состояния свободы.

Во-вторых, механизм реализации прав и свобод представляет всегда последовательное системное взаимодействие разнообразных субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм о правах человека (И.В. Крылатова), но не способ осуществления прав и обязанностей исключительно отдельной личностью.

В-третьих, механизм реализации прав и свобод не следует рассматривать исключительно в формально-юридическом аспекте. Будучи крайне индивидуализированным, он осуществляется под влиянием   социально-психологического, политического, экономического, морально-нравственного, религиозного, организационного и иных факторов, обусловливающих в совокупности процесс реализации прав и свобод. Иначе говоря, реализация индивидом права является выражением его потребностей, правовых интересов, убеждений, идеалов, эмоций и мотивов.

В-четвертых, механизм реализации прав и свобод представляет собой комплекс юридических действий, что позволяет считать его процессуально-правовым порядком.

Таким образом, под механизмом реализации прав и свобод следует понимать  особый правовой механизм, представляющий собой систему предусмотренных законом  действий разнообразных субъектов, направленных на получение (гарантирование получения) индивидуального блага или общественно значимого  результата.  По нашему мнению, механизм реализации прав и свобод включает в качестве особой подсистемы механизм защиты прав и свобод.

Исходя из идеи взаимосвязанности реализации, гарантирования и защиты прав человека, можно предположить, что механизм реализации прав и свобод включает в себя механизм защиты прав человека, являясь по существу более широким понятием. Н. В. Витрук, предложив считать защиту  элементом реализации прав и свобод, высказал мнение, что  гарантирование, реализация и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина рассматриваются в их системной связи как объективная потребность, тенденция и условие самореализации каждой личности [4, c.13-14]. А.В. Малько считает, что  защита прав, свобод и законных интересов, являясь обеспечительным правовым режимом существования юридических дозволений, заключающимся «в деятельности компетентных (управомоченных) лиц либо органов, способствует реализации прав, свобод и законных интересов в случаях, когда они нарушаются, оспариваются, либо существует реальная угроза нарушения последних, а также связанной с восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов либо добровольным удовлетворением требований обязанными субъектами» [6, c. 80-81]. Можно предположить, что механизм защиты прав и свобод является подсистемой в более сложной конструкции механизма реализации прав и свобод.

Проведенное исследование существующих теоретико-правовых и конституционно-правовых подходов к изучению механизма реализации прав человека  позволяет сделать вывод, что механизм реализации прав и свобод человека и гражданина является особым правовым механизмом, представляющим собой систему предусмотренных законом  действий разнообразных субъектов, направленных на получение (гарантирование получения) индивидуального блага или общественно значимого  результата.

 

7universum.com

Закон – механизм реализации права. — КиберПедия

Цель:

Повысить уровень правовой культуры подростка.

Количество участников – до 600 человек разного возраста

Ход игры:

Игра проводится в 5 этапов.

1 этап игры:

Задание: разобраться в понятиях закон и право, на примере Конвенции о правах ребенка.

Право – гарантированные свободы (Я могу сделать …).

Закон – механизм реализации права.

 

 

На группу (7-10 человек) или отряд (20 человек) выдается набор карточек двух видов. На одних обозначены права, на других законы. Необходимо выбрать те законы, которые обеспечивают реализацию того, или иного права. По итогам этой работы необходимо оформить страничку в сборник под общим названьем «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации».

На уровне детского лагеря создается «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации», из страничек которые создаются на уровне отрядов или групп. После того как сборник составлен, происходит его презентация.

Ниже представленный раздаточный материал, может быть расширен организаторами и самими детьми уже в ходе игры.

 

Права:

Ø Право на образование.

Ø Неотъемлемое право на жизнь.

Ø Право на имя и приобретение гражданства.

Ø Право формулировать свои собственные взгляды, свободно выражать эти взгляды по всем вопросам.

Ø Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Ø Право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Ø Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.

 

Законы

Право на образование.

Законы:

Закон Российской Федерации об образовании

Статья 5 .

1.Гражданам Р.Ф. гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения т.д.

2.Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих … условий для получения образования.

 

Федеральный закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Р.Ф.

Статья 9.

1. При осуществления деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении… не могут ущемляться права ребенка.

 

Конституция Российской Федерации

Статья 43.

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их замещающие обеспечивают получения детьми основного общего образования.



Право на жизнь.

Законы

Конституция Российской Федерации.

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь..

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжелые преступления против жизни…

 

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья 105.

1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку — наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.

Статья 106.

1.Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов… наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 110.

1. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на срок до 5 лет.

 

 

Право на имя и гражданство

Законы

Федеральный закон. Семейный кодекс Российской Федерации.

Статья 58.

1. Ребенок имеет право на имя ,отчество и фамилию.

2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца…

3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей…

Статья 59.

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 14 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка в праве разрешить изменить имя ребенка, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 19.

2. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем,. Включающим фамилию и собственное имя, также отчество. В случаях и в порядке предусмотренных законом гражданин может использовать псевдоним.



3. Гражданин вправе переменить свое имя… Перемена гражданином имени не является основанием изменения и прекращения его прав и обязанностей приобретенных под прежним именем.

4. Имя полученное гражданином полученное при рождении а также перемены имени подлежат регистрации.

5. Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использовании его имени, подлежит возмещению… При искажении или использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию преследуется по закону.

Право на личную жизнь.

Законы

Статья 23.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,. личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица, без его согласия не допускается.

Статья 25.

Жилище не прикосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 40.

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 

Статья 137.

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении или средствах массовой информации — наказывается штрафом либо арестом на срок до 4 месяцев.

Статья 138.

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан — наказывается штрафом…либо исправительными работами сроком до1 года.

Статья 139.

1. Незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица — наказывается штрафом… либо арестом на срок до 3 месяцев.

 

Законы

Статья 140.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении… документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и законы гражданина, либо предоставление гражданином неполной или заведомо ложной… — наказывается штрафом, либо лишением право заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет..

 

Статья 28.

3. Каждый имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом.

4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 

Законы

Статья 57.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающие его интересы, а также быть засушенным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

 

Статья 28.

1. Каждому гарантируется свобода совесть, свобода в вероисповедании включая право исповедывать …любую религию или не исповедывать никакой.

2. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказа от них.

 

 

2 этап игры:

На данном этапе вводится игровая ситуация – каждый отряд или группа становится независимым государством. Отряду предлагается в форме жеребьевки определить тематику своего государства.

Затем отряду дается время для того, чтобы определить права в своем государстве (исходя из своей «особенности») и выработать механизм их реализации, то есть законодательную базу по следующей пирамиде прав.

 

 
 

 

Развитие

Социальная активность

Безопасность

Выживание

 
 

Варианты государств

1. Мясоеды – Вегетарианцы

2. Религиозное – Атеисты

3. С/х – Промышленники

4. Военные – Пацифисты

5. Матриархат – Патриархат

6. Авториторизм – Демократия

7. Слепые – Зрячие

8. И т .д.

 

 

Третий этап игры

На данном этапе противоположные государства собираются вместе и пробуют договориться о создании единого государства, в котором были бы учтены права каждого государства. Для этого задается игровая ситуация – ваша территория в связи с природным катаклизмом погибла, вы попали вместе с другим народным на один остров. Ваша задача – договориться как вы будите жить на этой территории.

 

Четвертый этап игры

От каждого общего государства выдвигается дипломат на общую встречу государств, где им задается проблемная ситуация им нужно договориться о едином государстве, так как им угрожает общая опасность и единственное спасение – это объединиться в единое государство.

Результат этой игры – единая конституция этого государства. По итогам этой игры это может быть два варианта – выработка единой конституции или же ее отсутствие. В последнем варианте это означает военный конфликт и не способность участников договариваться и находить компромисс.

 

Цель:

Повысить уровень правовой культуры подростка.

Количество участников – до 600 человек разного возраста

Ход игры:

Игра проводится в 5 этапов.

1 этап игры:

Задание: разобраться в понятиях закон и право, на примере Конвенции о правах ребенка.

Право – гарантированные свободы (Я могу сделать …).

Закон – механизм реализации права.

 

 

На группу (7-10 человек) или отряд (20 человек) выдается набор карточек двух видов. На одних обозначены права, на других законы. Необходимо выбрать те законы, которые обеспечивают реализацию того, или иного права. По итогам этой работы необходимо оформить страничку в сборник под общим названьем «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации».

На уровне детского лагеря создается «Сводный кодекс законов защиты прав ребенка в Российской Федерации», из страничек которые создаются на уровне отрядов или групп. После того как сборник составлен, происходит его презентация.

Ниже представленный раздаточный материал, может быть расширен организаторами и самими детьми уже в ходе игры.

 

Права:

Ø Право на образование.

Ø Неотъемлемое право на жизнь.

Ø Право на имя и приобретение гражданства.

Ø Право формулировать свои собственные взгляды, свободно выражать эти взгляды по всем вопросам.

Ø Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Ø Право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников.

Ø Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации.

 

Законы

Право на образование.

Законы:

Закон Российской Федерации об образовании

Статья 5 .

1.Гражданам Р.Ф. гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения т.д.

2.Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих … условий для получения образования.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *